Русский   язык

1. Части  речи

                Таблица частей речи и  их грамматических признаков

 

 

 

 

Существительное

Прилагательное

    Глагол

Личные местоимения

ЗНАЧЕНИЕ

      Предмет

     Признак

     предмета

 Действие, состояние

Указывает на предмет

ВОПРОСЫ

     К                    

                       

                   ТО?

     Ч

                      ОЙ?    

                       АЯ?

  КАК             ОЕ?

                       ИЕ?

ЧТО ДЕЛАТЬ?
ЧТО СДЕЛАТЬ?

   

       КТО?

     ЧТО?

ЧИСЛО   Ед.

               Мн.

                  +

       изменяется

                 +

      изменяется

           +

изменяется

              +

     постоянно

РОД  муж.

          Жен.

          Ср.

                  +

       постоянный

                 +

       изменяется

           +

Изменяется в прош. вр. ед.ч.

              +

Изменяется в

3-ем л. ед.ч.

СКЛОНЕНИЕ

                   +

                  --

           --

              --

ПАДЕЖ

                   +

                  +              

           --

              +

  1 спр.

 11 спр. 

                   --

                  --

           +

              --

  1-е   ЛИЦО

  2-е  ЛИЦО  

  3-е  ЛИЦО

                   --

                  --

           +

Изменяется

в наст. и буд. врем.

              +

     постоянно

    ВРЕМЯ

                  --

                  --

           +

              --

 

Спряжение  глаголов

2.Орфоэпический словарь для 4 класса:

 

Августовский
Адрес-адресА
алфавИт
арбУз
баловАть- баловАться
берЁста
библиотЕка
брАть – бралА – брАли
бухгАлтеры – бухгАлтеров
включИт
ворОта
гЕрб – гербЫ
глубокО
дАть – далА – дАли
дефИс
диалОг
диспансЕр
дирЕктор – директорА
джЕмпер
договОр – договОры
докумЕнт – докумЕнты
донЕльзя
досУг
жАворонок
ждАл – ждалА- ждАли
завИдно
задАст
зАнят – занятА – зАнято
зАпер – заперлА – зАперли
запломбировАть
звалА
Издавна
Изредка
инженЕр – инженЕры
инструмЕнт
Искра – Искры
Иксы
каталОг
квартАл
киломЕтр – киломЕтры
кладовАя
клЕить – клЕю – клЕит

комбАйнер – комбайнЁр
кОмпас
компьЮтер (тэ)
конЕчно (шн)
крАны

крапИва
красИвее

магазИн
медвЕдями
мЕсяц - мЕсяцы
музЕй (з')
монолОг
начАть - нАчал – началА – нАчали
нефтепровОд, газопровОд
нЕнависть
облегчИть – облегчИт
Ожил - ожилА
партЕр (тэ)
повторИть – повторИм
позвонИть – позвонИм – позвонЯт – звонИшь – звонИте.
положИть – положУ – полОжим - полОжит
понЯть – пОнял – понялА
портфЕль – портфЕли
премировАть
простынЯ – прОстыни
прИнял – принялА – прИняли
ремЕнь
сантимЕтр
свЁкла
свИтер (тэ)
сиротА – сирОты
скУчно (шн)
срЕдство – срЕдства
стАтуя
столЯр – столярЫ
твОрог – творОг
тЕннис (тэ)
тОрт – тОрты
трАктор – тракторА
трамвАй
тУфля – тУфли
углубИть
фанЕра (н’)
фольгА
фОрзац – фОрзацы
хАос – хаОс (беспорядок)
хвОя
хозЯин – хозЯева
хОчешь – хотИм – хотЯт
цемЕнт
чтО, чтОбы (шт)
шАрф – шАрфы
шоссЕ (сэ)
шофЁр  - шофЁры
щавЕль
экспЕрт
яИчница (шн’)

 

 

 

3. Предложение

4. Состав слова

 

5.Звуки и буквы

Попробуйте  выполнить  проверочные  работы

№1.

 

1.     Прочитай текст.

 

Ливень

 

         (1)Земля долго ждала дождя. (2)Дождь начался на рассвете.

 

         (3)Ветер волной пробежал по ниве, пригнул одинокую берёзку у оврага и вдруг взметнул столбы пыли, расстелил до земли колосья ржи. (4)Упали первые крупные, тяжёлые капли. (5)Они падали всё чаще и чаще, пошли мелкой дробью, потом разом хлынул неукротимый ливень.

 

         (6)Ливень шумел по косогорам, земля набухла и почернела. (7)После долгих засушливых дней она задышала и ожила. (8)Живительная влага напоила поле.

 

         (9)Дождь кончился внезапно. (10)С неба брызнули солнечные лучи. (11)Солнце и тёплый ветерок подсушили колосья, рожь поднялась, в небо глянули синие глаза васильков.

 

(По Г.Николаевой)

 

 

 

2.     Что хотел сказать автор читателю? Определи и запиши основную мысль текста.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

3.     На сколько частей можно разделить текст? Составь и запиши план текста из трёх пунктов.

 

1.     ________________________________________________________________

 

2.     ________________________________________________________________

 

3.     ________________________________________________________________

 

 

 

4.     Задай по тексту вопрос, который поможет определить, насколько точно твои одноклассники поняли его содержание. Запиши свой вопрос.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

5.     Как ты понимаешь значение слова «неукротимый»? Запиши своё объяснение.

 

Неукротимый (ливень) – это ________________________________________________

 

 

 

6.     Найди в тексте любое предложение с однородными сказуемыми. Выпиши это предложение. Подчеркни в нём однородные сказуемые.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

7.     Выпиши из текста 8-е предложение. Подчеркни в этом предложении главные члены.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

8.     Во 2-м предложения найди слово, в котором все согласные звуки звонкие. Выпиши это слово. __________________________________________________

 

9.     В 3-м предложении найди слово, строение которого соответствует схеме:

 

 

       
   

 

                               

 

    Выпиши это слово, обозначь его части. _________________________________                                  

 

10.                        Из 10-го предложения выпиши все имена существительные в той форме, в которой они стоят в предложении. Укажи морфологические признаки одного из имён существительных (на выбор).

 

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

11.                        Из 11-го предложения выпиши все имена прилагательные вместе с именами существительными, к которым они относятся, в той форме, в которой они стоят в предложении. Укажи морфологические признаки одного из имён прилагательных (на выбор).

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

12.                        Из 5-го предложения выпиши все глаголы в той форме, в которой они употреблены в предложении. Укажи морфологические признаки одного из глаголов (на выбор).

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

13.                        Из 7-го предложения выпиши местоимение. Укажи лицо и число этого местоимения. _______________________________________________________

 

 

 

14.                        Представь, что Земля попросила у Дождика живительной влаги. Как она это сделает? Запиши её просьбу.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

Работа 2.

 

1.     Прочитай текст.

 

(1)Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев Косач не обратил на них никакого внимания. (2)Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели сложились, как мостик между двумя деревьями. (3)Устроившись на этом мостике, для него довольно широком, ближе к ели, Косач как будто стал расцветать в лучах восходящего солнца. (4)На голове его гребешок загорелся огненным цветком. (5)Синяя в глубине черного грудь его стала переливать из синего на зелёное. (6)И особенно красив стал его радужный, раскинутый лирой хвост.

 

(7)Завидев солнце над болотными жалкими елочками, он вдруг подпрыгнул на своем высоком мостике, показал свое белое, чистейшее белье подхвостья, подкрылья и крикнул:

 

(8)– Чуф, ши!

 

(9)По-тетеревиному «чуф», скорее всего, значило солнце, а «ши», вероятно, было у них наше «здравствуй».

 

(10)В ответ на это первое чуфыканье Косача-токовика далеко по всему болоту раздалось такое же чуфыканье с хлопаньем крыльев, и вскоре со всех сторон сюда стали прилетать и садиться вблизи Лежачего камня десятки больших птиц, как две капли воды похожих на Косача.

 

(11)Затаив дыхание, сидели дети на холодном камне, дожидаясь, когда и к ним придут лучи солнца и обогреют их хоть немного.

 

(По М.М.Пришвину)

 

2.     Придумай и запиши название текста.

 

___________________________________________________________________

 

 

 

3.     Определи тему текста. Запиши.

 

___________________________________________________________________

 

 

 

4.     Как ты понимаешь слова: «как две капли воды похожих на Косача»? Запиши.

 

___________________________________________________________________

 

 

 

5.     В толковом словаре С.И.Ожегова есть несколько объяснений слова «гребешок». Отметь, в каком значении употребляется это слово в тексте.

 

          небольшая расчёска с частыми мелкими зубьями;

 

          двустворчатый морской моллюск;

 

          вырост на голове некоторых птиц.

 

6.     Прочитай слова. Подбери  и запиши слова, противоположные по их смыслу.

 

Тихо - _____________________ . Широкий - ________________________ .

 

Белое - ____________________ . Большие - _________________________ .

 

 

 

7.     Из 1-го абзаца выпиши по 2 слова:

 

Имя существительное - ______________________________________________

 

Имя прилагательное - _______________________________________________

 

Глагол - __________________________________________________________

 

Местоимение - _____________________________________________________

 

 

 

8.     Отметь ряд, в котором все слова расположены в алфавитном порядке.

 

    природа, деревья, ели, камень

 

    дети, солнце, лучи, болото

 

    внимание, дыхание, ёлочка, птицы

 

9.     Прочитай слова.

 

Природа, дети, деревья, ель.

 

Выпиши слово, в котором букв больше, чем звуков ________________________

 

Выпиши слово, в котором 2-й звук мягкий согласный ______________________

 

 

 

10.                        Выпиши из текста 4-е предложение. Поставь стрелки и напиши вопросы от главного слова к зависимому между всеми словами в предложении.

 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

11.                        Выпиши из текста 1-е предложение. Найди и обозначь характеристику, которая подходит этому предложению.

 

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

           это предложение повествовательное, восклицательное

 

           это предложение повествовательное, невосклицательное

 

           это предложение побудительное, невосклицательное

 

12.                        Из 7-го предложения выпиши имя прилагательное мужского рода, единственного числа, предложного падежа.

 

___________________________________________________________________

 

 

 

13.                        Выпиши из 2-го предложения местоимение. _____________________________

 

Определи, в какой форме оно употреблено в предложении. Отметь правильное утверждение.

 

             в форме И.п., мн.ч., м.р.

 

             в форме В.п., ед.ч., ж.р.

 

             в форме И.п., ед.ч., м.р.

 

14.                        Представь, что ты тоже был(а) в этом лесу. Что ты можешь рассказать своим родителям о тетереве? Напиши 3 – 4 предложения.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________