Тема:Первые артисты

Неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств – русская пляска.

 

 

 

Пляска – народный танец, а также музыка к этому танцу. Движения скачкообразные. Подпрыгивающие, кругообразные.

 

 

 

Пляска всегда была связана с песней. Именно это являлось одним из главных выразительных средств народного театра.

 

 С появлением профессиональных актёров изменился и характер пляски.

 

Профессиональные актёры назывались скоморохами.

 

 

 

Скоморохи – странствующие актёры. Они и певцы, и плясуны, и музыканты, и акробаты… Обратите внимание на медведя. Он считался символом здоровья, плодородия, его считали сильнее нечистой силы.

 

У скоморохов медведь считался кормильцем, полноправным членом семьи. Таких артистов называли по имени-отчеству:

 

 Михайло Потапычем, Матрёной Ивановной.

 

 

 

Кукольный театр возник не сразу. Сначала появился вертеп.

 

Название произошло от древнерусского слова «пещера».

 

- В чём сходство пещеры с этим сооружением?

 

 

Вертеп выглядел как ящик, разделённый внутри на 2 этажа.

 

На верхнем этаже разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем – житейские, бытовые.

 

Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть держал кукловод. Куклы двигались и даже поворачивались.

 

- Кукловод скрывался за ящиком.

 

 

 

Вертеп – начало кукольного театра. Из него родился потом театр Петрушки.

 

 

 

Около 200 лет назад на ярмарках можно было увидеть ярко одетого человека, несшего разукрашенный ящик – раек и кричащего:

 

«Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни, и девицы, и купцы, и купчихи, и дьяки, и дьячихи, и крысы приказные, и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ, и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат.»

 

-Что такое  раек? Найдите объяснение в словаре.

 

 

 Раек – вид народного зрелища на ярмарках 100 – 200 лет назад, выглядящий как ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стёклами, через которые зрители рассматривали передвигающиеся внутри картинки под шутливые пояснения в рифмованной форме.

 

 

 

 

Внутри этого ящика перематывались с одного катка на другой длинные полосы с изображениями разных городов, великих людей и событий.

 

Зрители за деньги смотрели в стёкла.

 

Раешник (хозяин ящика) передвигал картинки и сказывал присказки к каждому новому номеру.

 

  1. Пришли сюда мы малышами,

Держа в руках цветов букет.

А папы, мамы волновались,

Давали мудрый нам совет.

Но время быстро пробежало,

И повзрослели мы чуть-чуть.

А так хотелось детским взглядом

На школу нам ещё взглянуть.

 

ПРИПЕВ

Школа, школа, двери распахни.

Школа, школа, уроки, перемены.

Школа, школа, учитель у доски.

И твоей любовью мы согреты.

Школа, школа, двери распахни.

Школа, школа, уроки, перемены.

Школа, школа, учитель у доски.

И твоей любовью мы согреты.

 

  1. Мы входим в классы ежедневно.

Родная парта, стул, тетрадь,

Английский, русский , рисованье

Смогли бы много рассказать.

Мы с вами пели и читали,

Играя, вы учили нас.

Спасибо, школа дорогая.

Ведь все науки — это класс!

 

ПРИПЕВ:

Школа, школа, двери распахни.

Школа, школа, уроки, перемены.

Школа, школа, учитель у доски.

И твоей любовью мы согреты.

Школа, школа, двери распахни.

Школа, школа, уроки, перемены.

Школа, школа, учитель у доски.

И твоей любовью мы согреты.

Школа, школа…

Школа, школа…