Тема Великой Отечественной войны в произведениях литературы. На примере рассказа М.С. Ефетов «Девочка из Сталинграда»

    

8 декабря 1907 года родился Марк Ефетов - русский советский писатель, автор детских книг.

Марк Семёнович Ефетов (псевдонимы Марк Е., Симович М.) родился в Одессе, учился в Решильевской гимназии, где подружился с В. Катаевым. 17-летним уехал на Дальний Восток, там строил железную дорогу. Приехав в Москву, работал в газете «Гудок».

С конца 1930-х стали выходить первые книги М. Ефетова «Полоса чудес», «Поезд идет» и другие, получившие высокую оценку А. Фадеева и в основном пропагандировавшие работу на железнодорожном транспорте. По его рассказу «Диспетчер Рогаткин» был снят фильм «На путях» с Н. Крючковым в главной роли.

Ефетов писал о детских железных дорогах, железнодорожниках – участниках Великой Отечественной войны, рационализаторах, новаторах производства. А в конце 1990-х снова появился в «Гудке» – теперь уже с воспоминаниями о тех, с кем ему посчастливилось работать.

Более полувека Марк Семёнович Ефетов пишет книги для детей. Им написаны повести «Света» - о сержанте Якове Павлове, с которым писателя свела фронтовая дружба, «Граната в ушанке», «Валдайские колокольцы», «Звери на улице», «Земля отцов - земля детей» - о Новгороде и новгородцах, рядом с которыми он прожил часть своей жизни. «Письмо на панцире» - книга об Артеке, но и в ней описаны приключения девочки из Новгорода. «Игорь-якорь» и «Тельняшка - моряцкая рубашка» - книги о юности автора, проведенной у моря. А повесть «Последний снаряд» рассказывает о защитниках Москвы, среди которых был и сам писатель, награжденный за участие в обороне Москвы во время Великой Отечественной войны.

Первые книги Марка Семеновича Ефетова отметил А. Фадеев, который писал: «Ефетов пишет о простых, рядовых советских людях. Его тема - рождение человека-работника, рождение новых человеческих отношений в обществе, семье, труде, войне...» Далее А. Фадеев отмечает: «В манере автора есть простота, мягкость, а главное - чувствуется любовь автора к своим героям».

Человек-работник был и остался любимым героем книг М. Ефетова. За книгу о работниках железнодорожного транспорта писателю присвоено звание «Почётного железнодорожника».
Умер   Ефетов в Москве 30 июля 1996 года


58 дней (сентябрь – ноябрь 1942) защитники нашей армии отбивали жилой 4х этажный дом под командованием сержанта Якова Павлова. Фашисты так и не смогли сделать 14 шагов, чтобы захватить этот дом. 

 

Это очень редкая книга. Она была издана в 1958 году. В ней рассказывается про маленькую девочку Свету, которая пережила страшную битву за город Сталинград. Света со своей мамой оказались в одном доме с фашистами.
Сержант Павлов со своим небольшим отрядом освободил дом от немцев, но Светина мама погибла, когда пыталась добраться до своих.
Маленькую Свету спасли наши солдаты. Она осталась совсем одна, не разговаривала и плакала по ночам. Очень страшно читать об этом. Война отняла у совсем еще маленькой девочки самое дорогое – ее маму.
В этом рассказе автор описывает мужество наших советских солдат, их подвиги. Было тяжело детям, они теряли родителей и оставались сиротами.

 

Марк Семенович Ефетов

 

Девочка из Сталинграда

 

 

 

1

 

Когда фашисты ворвались в Сталинград, каждый дом был превращён в крепость. Бывало, в первом этаже засядут враги, а со второго этажа их бьют наши. Ворвутся фашисты в прихожую, а наши стреляют в них из кухни.

 

Бились не только за каждую улицу и за каждый квартал, но за каждый дом, за каждую квартиру, за каждую комнату. Был приказ: «Не подпускать к Волге фашистов! Сталинград врагу не сдавать!»

 

Над городом висела пыль, смешанная с дымом. Рвались снаряды и бомбы, поднимая тучи земли, мусора, песка, штукатурки. Дома рушились, тряслись мостовые и тротуары, будто во время землетрясения. Днём было темно от гари, дыма и пыли, а ночью то и дело вспыхивали огни, и становилось светло от прожекторов, ракет и разрывов.

 

В один из таких тяжёлых дней сержанта Павлова вызвал командир полка. Командир сидел, склонившись над планом города. На плане были помечены одним цветом дома, занятые фашистами, и другим цветом - дома, которые оборонялись нашими. А между этими цветными крестиками на карте стоял дом, ничем не помеченный. На него-то и показал остриём карандаша командир полка.

 

- Разведайте, что происходит в этом четырехэтажном доме на Пензенской улице! - сказал он сержанту Павлову.

 

Приказ был коротким, ясным и точным. Как всякий приказ. Но, прежде чем отдать этот приказ, командир многое обдумал и взвесил.

 

Нет большей опасности, чем идти в разведку, не зная, враг ли, друг ли ждёт тебя. А в четырёхэтажном доме, расположенном напротив командного пункта, была полная неизвестность: наши ли там или фашисты? Стрелять нельзя было, но в то же время каждая дверь могла таить за собой смерть, каждая половица могла взорваться, любая стена - обрушиться.

 

Кто, не боясь смерти, сумеет проверить этот дом, а потом, если удастся, взять на себя оборону этого дома и удержать его во что бы то ни стало?

 

Перед полковником стоял человек чуть ниже среднего роста, с виду не сильный, самый что ни на есть обычный. Полковник знал: получив приказание, сержант Павлов не будет задавать вопросов, а тут же повторит приказ и скажет: «Есть!»

 

Так оно и было.

 

- Есть разведать, что происходит в четырёхэтажном доме! - ответил Павлов, взяв под козырёк.

 

Полковник поднялся, подошёл с сержантом к ступенькам, ведущим из командного пункта наверх; прощаясь с Павловым, крепко сжал его руки своими большими ладонями:

 

- Желаю удачи, Яков. Понятно?

 

- Понятно, товарищ полковник.

 

Лишних слов сержант. Павлов говорить не любил.

 

Через минуту Павлов полз по разбитому и вывороченному асфальту, точно медленно плыл в густой, тёмной воде. Было сумрачно и как бы туманно.

 

В пяти шагах от Павлова ползли трое солдат, которые вместе с ним отправились в разведку. Но они не видели своего командира - так плотно вечерние сумерки и дымный туман прикрывали разведчиков.

 

Их маскировочные халаты сливались с развороченной мостовой, закопчёнными тротуарами и дымно-серым воздухом.

 

Так, скрытые темнотой, приползли разведчики к четырёхэтажному дому. Прислушались. Где-то за несколько кварталов отсюда хлопали выстрелы, а здесь была тишина.

 

Солдаты подползли к Павлову, и все вчетвером бесшумно спустились в подвал первого подъезда. Пролети здесь муха - можно было бы услышать шум её крыльев. Разведчики и двигались и дышали совершенно беззвучно.

 

Но - чу! - в доме кто-то есть. За дверью подвальной квартиры Павлов услышал звук. Что это? Не то ветер в оконной раме свистит, не то стонет или сопит во сне человек…

 

Сержант поднял руку, и солдаты застыли, будто превратились в статуи.

 

Слегка пригнувшись, Павлов приложил ухо к двери. И тут он ясно услышал, что это не ветер, а человек, который чуть слышно мурлыкал себе под нос:

 

Баю-бай, Баю-бай! Испеку я каравай. Баю-бай, Баю-бай, Баю-бай!..

 

Где-то невдалеке ухнуло, зашуршала осыпающаяся штукатурка, и снова стало слышно, как напевает женщина, укачивая ребёнка.

 

Колыбельная песенка? Здесь, в этом доме? Не почудилось ли?

 

Сержант взглянул в щёлочку и увидел женщину. Раскачиваясь из стороны в сторону, она напевала: «Баю-бай…»

 

«Похоже, что наша», - подумал Павлов.

 

Когда разведчики вошли в комнату, женщина вскрикнула, нагнулась над ребёнком, прикрыв его собой, но тут же подняла голову. На глазах у неё были слёзы:

 

- Наши! Родные мои!

 

- Тсс… - Павлов приложил палец к губам. - Где они?

 

- Тут. Рядом. Во втором подъезде…

 

Начало формы

 

Конец формы

 

Ребёнок во сне застонал, и мать пригнулась к нему, укачивая и снова напевая.

 

- Баю-бай! Баю-бай… Спи, доченька. Спи, Светочка… - Потом женщина посмотрела на Павлова и на солдат и сказала шёпотом, протянув руку к стенке: - Фашисты там, в такой же вот нижней квартире. Боюсь выйти… Убьют…

 

- Сидите пока здесь! - сказал Павлов женщине. Он поднял руку с автоматом и обернулся к своим товарищам:- За мной!

 

В это время девочка проснулась и огляделась с испугом. Павлов увидел большие светлые глаза. Уже на лестнице он услышал, как она плакала.

 

Женщине с ребёнком сержант в тот, момент ничего не сказал, но, может быть, подумал, что раз она боится, то никуда из этого подвала не уйдёт. «Вот разделаемся с фашистами, вернёмся в подвал и поможем женщине».

 

2

 

Павлов и его товарищи выползли из первого подъезда. Вокруг было тихо и темно. Но где-то совсем близко притаился враг.

 

Павлов не знал, сколько фашистов встретит его во втором подъезде. Но приказ командира он уже выполнил - выяснил, что один из подвалов этого дома занят врагом. Казалось, что теперь можно было бы отправиться назад и доложить полковнику о выполнении задания. И командир, склонившись над картой, поставил бы цветной крестик на квадрате, который изображал четырёхэтажный дом: «Дом занят врагом».

 

«Занят? Это мы ещё посмотрим!»

 

Павлов со своими товарищами переполз из первого подъезда во второй,; вышиб дверь, за которой слышны были голоса гитлеровцев, и прямо с порога забросал комнату ручными гранатами. Блеснул ярко-белый свет. Казалось, что рушатся стены, воздух как бы уплотнился штукатуркой,, щебнем, дымом и приторным запахом взрывчатки..

 

В комнатах загрохотало, загремело,; зазвенело…

 

Прикрывая глаза от пыли,, щурясь и чихая, Павлов и его товарищи ворвались в квартиру, держа автоматы перед собой. Три гитлеровца были убиты наповал, а остальные - сколько их было - выскочили в окна, не приняв боя.

 

Теперь надо было прочесать весь дом - осторожным шагом, на цыпочках, с автоматом наготове, с указательным пальцем на курке, со щупом впереди. Этим щупом проверяют, не ждёт ли тебя, притаившись, мина, оставленная врагом.

 

Шаг за шагом, квартира за квартирой, этаж за этажом прочёсывали Павлов и его товарищи дом до самой крыши. Гитлеровцев больше нигде не оказалось. Можно было возвращаться в подвал первого подъезда, где осталась женщина с девочкой. Павлов так и сделал.

 

Ни маленькой Светланы, ни её мамы там не было.

 

«Зря ушла, - подумал Павлов. - Убьют ведь.

 

И ребёнок погибнет. Как помочь им теперь?»

 

Не знал Павлов, как ждала его возвращения сюда, в подвал, эта женщина, которая пыталась спасти своего рёбёнка, унести его из горящего города. Она слышала взрывы гранат, которыми Павлов забросал квартиру в соседнем подъезде. А потом стало тихо - совсем тихо. Сержант и его солдаты не возвращались в подвал. Они в это время прочёсывали большой четырёхэтажный дом, однако делали они это совсем бесшумно. И, кто знает, могла ведь подумать женщина: придут ли они? Что произошло во втором подъезде? Удалось ли нашим расправиться с фашистами? Вот отворится дверь, и войдут. А кто войдёт? Кто победил в поединке в соседнем подъезде?

 

Такие мысли, должно быть, заставили женщину выползти из подвала, не дождавшись возвращения Павлова. Она ползла по развороченному асфальту к Волге, а в это время фашисты уже били по дому на Пензенской из миномётов.

 

В подвале, где засел наш сержант с солдатами, слышно было, как рушатся потолки и стены верхних этажей в тех квартирах, где только что осторожно шагали Павлов и его товарищи.

 

Артиллерийский огонь по дому усиливался с каждой минутой. Дом, из которого его вышибли, враг хотел забрать обратно или начисто стереть с земли.

 

В ту ночь началась оборона этого четырёхэтажного дома на Пензенской улице.

 

Сержант не вернулся на командный пункт. Одного из солдат он отправил к своему командиру - сообщить, что фашистов в доме нет, что он, Павлов, принял на себя оборону и просит прислать ему подкрепление.

 

Солдаты,; присланные в подкрепление Павлову, притащили миномёт, пулемёты, патроны, гранаты, продукты и полевую радиостанцию.

 

В узкие щели, оставленные в окнах, сквозь которые Павлов следил за местностью, видно было, как ползут к дому гитлеровцы, подтягивают за собой пулемёты и миномёты.

 

Сотни раз атаковали фашисты дом, который во всех донесениях, в сводках и в корреспонденциях теперь так и назывался: «Дом Павлова». В сплошном дыму, в пыли и в огне дом этот не был виден, но из подвального этажа всё время шли позывные:

 

«Я - маяк! Я - маяк! Я - маяк!»

 

Маяк - это было условное название рации дома, который оборонял Павлов. Сержант сообщал по ра-дио нашему командованию, что он крепко держит оборону и фашистов близко не подпускает.

 

Конец формы

 

Но фашисты были совсем рядом. Однако ближе двадцати шагов Павлов гитлеровцев не подпускал. Фашисты уже били по дому не из орудий, даже миномёты им были ни к чему - они забрасывали дом ручными гранатами и кричали в голос, без рупора:

 

- Рус, сдавайся!

 

Многие солдаты были ранены, но дом не сдавали. Ранен был и сам сержант Павлов. Однако фашистам от этого легче не стало. Дорого обходился им каждый шаг по нашей земле! Они прошли миллионы шагов. А вот теперь и десять шагов сделать не смогли. Выдохлись.

 

3

 

Напротив дома, который защищал Павлов, ближе к реке, был командный пункт полковника Кубанова, тоже расположенный в подвале разрушенного дома.

 

Командный пункт полковника Кубанова был на самой передовой линии Сталинградского фронта. Только небольшая площадь отделяла его от фашистов. До войны здесь был сквер, росли маленькие, привезённые с севера голубые ёлочки. В летнее время в самом центре сквера была площадка для малышей, зимой - снежная гора, с которой ребята скатывались на санках.

 

Теперь всю площадь изрыли снаряды и бомбы. Каким-то чудом уцелела одна маленькая ёлочка. Солдаты полковника Кубанова знали не только, сколько веток на этом дереве, но, пожалуй, каждую иголку на ветке - так внимательно следили они за площадью.

 

Каждый квадратный сантиметр земли на этой площади был на прицеле.

 

Достаточно было заметить, что кто-то появился на площади - скажем, в квадрате семь, - как отдавалась команда:

 

- Квадрат семь - огонь!

 

И сразу же пули ложились точно в том месте, где был обнаружен враг. Ничто живое - ни воробей, ни мышь - не могло появиться здесь незамеченным.

 

И вдруг вечером наблюдающий из нашего командного пункта увидел на площади тёмное пятно. Что это? Пятно движется, ползёт, приближается - медленно, но неуклонно. Неужели через площадь ползёт человек? Это казалось невероятным. Ведь площадь минирована, и в любой момент человек может взлететь на воздух. К тому же она простреливалась с двух сторон, и в любой момент может быть открыт огонь- прицельный, точный, прямой наводкой, в упор.

 

Наблюдающий чуть прищурился, приблизив глаза к стёклам бинокля. Сомнений не было: по площади полз человек, да ещё тащил что-то, прикрывая своим телом.

 

- Человек на площади! - пронеслось по всему командному пункту.

 

Солдаты приготовили миномёты, пригнулись к пулемётам, взяли в руки гранаты.

 

Вот-вот, с секунды на секунду, должна была прозвучать команда: «Огонь!»

 

«Кто ползёт?- подумал полковник Кубанов - немолодой уже человек с белыми висками и усталым лицом. - Кто это на площади: враг или друг? Не пойдёт же враг на верную смерть! Как же быть? Надо решать. Немедленно! Война…»

 

Все эти мысли промелькнули у него в голове в одну секунду, а в следующую секунду полковник поднял руку, чтобы, рубанув ею воздух, отдать команду…

 

А через площадь всё ползла и ползла женщина, толкая перед собой по земле ребёнка и прикрывая его своим телом.

 

Так может сделать только мать.

 

Вокруг было темно и тихо. Но эта темнота и эта тишина были неверными, ненадёжными. Скрытые глаза следили за женщиной и, может быть, откуда-то неслышно, тихо уже целились в неё, ждали только, чтобы она подползла поближе. И тогда…

 

Мать подталкивала ребёнка, стараясь всё время прикрывать его собой. Она лежала, чуть приподнявшись на коленях и опираясь на локти, чтобы не придавить девочку: если начнут стрелять, попадут в неё, и она собой, как бронёй, защитит дочку от пуль.

 

Может быть, при этом она все же думала так: «Наши по мне стрелять не будут. А если меня обнаружат фашисты, то увидят же они, что ползёт женщина с ребёнком! И, может быть, они пожалеют ребёнка…»

 

Женщина ползла очень медленно, всё время оглядываясь и прикрывая собой маленькую девочку. Если высовывалась маленькая рука или нога девочки, мать прикрывала её своим телом от смерти, как, бывало, раньше прикрывала одеялом от холода.

 

И в это время со стороны фашистов высоко в небе взвилась яркая белая ракета. Она повисла в воздухе, будто фонарь. Да эту ракету так и называют - фонарь. Выброшенная вверх, ракета раскрывает маленький парашютик и, медленно опускаясь на нём, освещает землю белым, мертвенным светом целую минуту, а то и больше.

 

 

 

На этот раз ракета фашистов ярко осветила человека на площади, и стало видно, что это женщина, которая ничком лежит на земле, закрыв собой ребёнка. А вокруг, освещённые, как театральные декорации, высились огромные изломы обрушившихся домов крыши, вздыбленные к чёрному небу, опрокинутые танки - и совсем неестественная среди всего этого - маленькая ёлочка.

 

Конец формы

 

Полковник Кубанов на мгновение зажмурился. Чёрная тень лежала перед женщиной, которую ярко осветила ракета фашистов. Мгновенно, как освещённое молнией, Кубанов увидел её лицо - мокрое, испуганное, с волосами, выбившимися из-под платка. И ещё увидел Кубанов светлую чёлку над большими светлыми глазами девочки.

 

- Внимание! Не стрелять! Женщина! Ребёнок! - пронеслось по всему нашему командному пункту.

 

Солдаты части полковника Кубанова сжимали приклады автоматов и рукоятки пулемётов.

 

Как помочь женщине? Как спасти девочку?

 

Она лежала в нескольких шагах, ярко освещённая. Вот-вот её расстреляют, изрешетят пулями… А спасти её, помочь ей нельзя.

 

На командном пункте стало так тихо, что полковник Кубанов услышал, как под кителем стучит его сердце.

 

Женщину на земле было далеко видно: в подвалах разрушенных домов, в траншеях, в воронках, превращённых в огневые точки, - отовсюду следили за ней. Но следили по-разному. Наши - со страхом за её жизнь. А фашисты…

 

Фашистская ракета-фонарь продолжала обливать женщину резким, режущим глаза светом. И ничем нельзя погасить этот свет, ничем нельзя укрыть женщину, никак нельзя спрятать её от врагов…

 

Спрятанной от света и огня была только девочка. Мать обняла её со всех сторон, укрыла, как бы укутала собой.

 

На руке полковник^ тикали часы, отсчитывая секунды, и ему казалось, что тикают они слишком медленно.

 

Тишина прорвалась сразу. Затарахтели, точно залаяли пулемёты и автоматы гитлеровцев. Захлопали миномёты. Чёрное небо прострочили яркие трассирующие пули. Потом светящееся многоточие опустилось к земле. Фашисты стреляли по женщине и по ребёнку…

 

Погас фонарь, почернела площадь. Можно было подумать, что сразу сбросили чёрный, непроницаемый для глаз занавес.

 

Солдаты и офицеры Кубанова стояли тесно вокруг своего полковника. И никто не решился первым произнести хоть слово. Только спустя некоторое время, когда глаза, ослепленные светом ракеты, стали чуть привыкать к темноте, наш наблюдающий сказал:

 

- Женщина - там!

 

И тут же по всему командному пункту пронеслось:

 

- Она - там!

 

Люди повторяли друг другу эти слова, не видя ничего перед собой. Только зоркий глаз наблюдающего различил силуэт лежащей женщины. Но и он видел очень плохо. Ведь яркая ракета ослепила всех своим белым светом, и теперь перед глазами была только чернота ночи. Этим-то и решил воспользоваться полковник Кубанов. Ещё семь - восемь минут будет действовать это ослепление ракетой. Надо использовать это небольшое время, когда враги, может быть, не увидят, что делается на площади. Надо действовать решительно и, главное, как можно скорее.

 

Полковник Кубанов обратился к солдатам:

 

- Кто выползет на площадь и попытается спасти женщину и ребёнка?

 

Говоря так, полковник думал: «Кто не побоится смерти?»

 

Вперёд вышло несколько солдат.

 

Всё это происходило куда более быстро, чем удаётся об этом рассказать.

 

- Много, - сказал полковник, - Нужны двое…

 

Этих двух Кубанов отобрал сам:; солдата Ивана

 

Птаху и санинструктора Елену Крылову.

 

Птаху на командном пункте называли «Эгеж». Это было его любимое словечко, что означало: да, конечно, хорошо. Что бы ни происходило вокруг, Птаха всегда был спокоен и всегда занимался каким-нибудь делом. В свободные минуты, даже в часы самых сильных обстрелов он пришивал пуговицы, чистил одежду или сапоги так, будто собирался в гости. Был он человеком тихим, незаметным. И в разведке тоже оставался незамеченным. «Птаха, ты был там?» - спрашивали его товарищи, подразумевая трудный ночной поиск. «Эгеж»,-отвечал Птаха, штопая маленькие дырочки на плащ-палатке. «Осколки?» - показывали друзья Птахи на дырочки. «Эгеж, зацепили».- «А фашиста видел?» - «Эгеж». - «Близко?» - «Та я его привёл. Допрашуют».

 

Ходила в разведку и Елена Крылова. Внешне она была чуть хмурая - лицо в глубоких морщинах, как в складках. Волосы коротко подстрижены - их и не видно под шапкой-ушанкой. Волосы наполовину седые, как у пожилой женщины. Но глаза молодые, ясные, светлые. И была-то Елена не старой - только года за два до войны окончила школу, замуж вышла, а уже вдова и ребёнок у неё погиб. В полку знали об этом, только никогда Крылову о семье не спрашивали. Сама Елена не из разговорчивых. Она предпочитала слушать других не потому, что была угрюмой, просто она считала, что ничего особенного в жизни не сделала и нечего навязывать себя и свои мысли другим людям. Смелости Елены Крыловой мог позавидовать любой мужчина. Пулям она не кланялась. Если кого-нибудь зацепит пулей или осколком, Елена подползёт и быстро, аккуратно, не поднимая головы, не обнаруживая себя, перевяжет, забинтует, да ещё научит, как дальше вести себя, чтобы не потерять много крови, сохранить силы, добраться к своим.

 

Выполнить анализ текста

1.Автор.

2.Название.

3.Жанр.

4.Тема.Основная мысль

5.Главные герои.

6.Второстепенные герои.

7.Характеристика главных героев( одного)

8.План (название каждой части)

9.Составить  2 вопроса по содержанию  рассказа.

Например: Как солдат Птаха и санинструктор Елена Крылова спасали девочку?

10.Отзыв.

11.Рисунок (по желанию)